?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
ПЕТР И ПАВЕЛ. КОНФЛИКТ ВЕТХОГО И НОВОГО ЗАВЕТОВ
АРХМ АВВАКУМ
a_avvakum


Мир многополярен, психика человека конфликтна, противоречива и святые тоже конфликтовали между собою. Перефразируя поэта можно сказать:

Вся жизнь костер, неистощимый пламень,
Из края в край, из века в век,
Горит, ревет и трескается камень,
И каждый факел человек!

На храмовых и домашних иконах мы видим, как апостолы Петр и Павел стоят вместе, величественные мужи, проповедники веры. Павел с мечем, Петр с ключами от Царствия Божия. Есть даже иконы, на которых первоверховные апостолы изображены обнимающимися друг с другом в братском лобзании. Но, так ли было на самом деле? Иконы далеки от реальности. Икона это идеал, помысл того, как бы нам и что бы нам хотелось видеть в Церкви, мире и человеке. Человеческое сознание последующих христианских веков примирило апостолов Петра и Павла, таким вот, иконным образом.

Однако поэзия иконографии дело одно, а знойная реальность жизни дело совершенно другое. В жизни апостолы были антиподы, противостоящие друг другу и схлестнувшиеся в яростной, можно даже сказать неистовой борьбе отстаивая старое и новое. Нет ни одного свидетельства, где бы указывалось, что апостолы встречались в Риме. Они, находясь в большом городе, осуществляли свое служение, как бы в паралельных мирах. После Апостольского Собора в Иерусалиме их пути разошлись и разошлись навсегда. Более того апостол Павел, не стесняясь резких выражений соотносил учеников Петра к лжебратии и именуя их лицемерами.

Для апостола Павла, никакие авторитеты, сверхдолжные заслуги, первопризвание, то что Петр был непосредственным учеником Христа, слышал Евангелие прямо из его уст, не играло никакой, ни малейшей роли.

Апостол Павел, космополит, гражданин мира, несший Евангелие всем, и при этом выступивший против Закона, исполнения иудейских обрядов.

И это при том что Сам Господь наш Иисус Христос говорил не нарушать Закон, но исполнять: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни йота, или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все. Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном. Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное» (Матф.5:17-20)

Видимо апостол Павел, в отличие от Петра не знал этих слов Христа. Для Павла, которому Христос являлся исключительно в экстатичных видениях, была важна своя теория, вырывавшая христианство из узко национальных иудейских рамок и несшая его всему миру. Таким образом, Павел делал Церковь поистине масштабной, вселенской, международной. Здесь, понятно, что без конфликта было не обойтись…

Не будем голословны. Дадим слово апостолу Павлу:

(Галатам.2:1-21)
КОНФЛИКТ МЕЖДУ ПЕТРОМ И ПАВЛОМ О ОБРЕЗАНИИ

1 Потом, через четырнадцать лет, опять ходил я в Иерусалим с Варнавою, взяв с собою и Тита. 2 Ходил же по откровению, и предложил там, и особо знаменитейшим, благовествование, проповедуемое мною язычникам, не напрасно ли я подвизаюсь или подвизался. 3 Но они и Тита, бывшего со мною, хотя и Еллина, не принуждали обрезаться, 4 а вкравшимся лжебратиям, скрытно приходившим подсмотреть за нашею свободою, которую мы имеем во Христе Иисусе, чтобы поработить нас, 5 мы ни на час не уступили и не покорились, дабы истина благовествования сохранилась у вас.
6 И в знаменитых чем-либо, какими бы ни были они когда-либо, для меня нет ничего особенного: Бог не взирает на лице человека. И знаменитые не возложили на меня ничего более. 7 Напротив того, увидев, что мне вверено благовестие для необрезанных, как Петру для обрезанных
8 ибо Содействовавший Петру в апостольстве у обрезанных содействовал и мне у язычников,
9 и, узнав о благодати, данной мне, Иаков и Кифа и Иоанн, почитаемые столпами, подали мне и Варнаве руку общения, чтобы нам идти к язычникам, а им к обрезанным,
10 только чтобы мы помнили нищих, что и старался я исполнять в точности.
11 Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему, потому что он подвергался нареканию.
12 Ибо, до прибытия некоторых от Иакова, ел вместе с язычниками; а когда те пришли, стал таиться и устраняться, опасаясь обрезанных.
13 Вместе с ним лицемерили и прочие Иудеи, так что даже Варнава был увлечен их лицемерием.
14 Но, когда я увидел, что они не прямо поступают по истине Евангельской, то сказал Петру при всех: если ты, будучи Иудеем, живешь по-язычески, а не по-иудейски, то для чего язычников принуждаешь жить по-иудейски?
15 Мы по природе Иудеи, а не из язычников грешники;
16 однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть.
17 Если же, ища оправдания во Христе, мы и сами оказались грешниками, то неужели Христос есть служитель греха? Никак.
18 Ибо если я снова созидаю, что разрушил, то сам себя делаю преступником.
19 Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу,
20 и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня.
21 Не отвергаю благодати Божией; а если законом оправдание,
то Христос напрасно умер.
(Гал.2:1-21)


  • 1
(Deleted comment)
Все в человеке и все от человека. Если в человеке есть свет, то и вокруг будет светло... это правда не общее место богословию, но во многих случаях так есть

(Deleted comment)
Вообще-то, мало кто сомневается в авторстве Послания к галатам.
Поэтому без основательных аргументов категоричность Ваша относительно авторства Посланий весьма сомнительна.

Edited at 2015-07-09 09:38 am (UTC)

(Deleted comment)
Да, я слышал об этой проблеме, что почти половина посланий не принадлежат Павлу. ох, тут сложность попробуй разберись

(Deleted comment)
Авторство Павла "Послание к Галатам" не подвергается сомнению ни богословами, ни учеными.
Авторство апостола Павла признавалось в древней христианской традиции единодушно, его удостоверяют Игнатий Антиохийский, Ириней Лионский, Климент Александрийский, Тертуллиан и др. По одним данным, послание написано в 48 году в Антиохии после 1-го апостольского путешествия и таким образом может считаться самым ранним посланием апостола Павла. Она основана на "северо-галатийской теории" и принята среди немецких теологов. По другой версии, послание датируется 56 годом и написано в Эфесе. Епископ Кассиан отмечает сходство идей этого послания с посланием к Римлянам и обращает внимание, что послание было написано уже после апостольского собора.
В "Деяниях святых Апостолов" описывается как на Апостольском Соборе апостолами обсуждался вопрос обрезания язычников, и здесь Петр выступает более толерантным и демократичным по отношению к этому вопросу:
7 По долгом рассуждении Петр, встав, сказал им: мужи братия! вы знаете, что Бог от дней первых избрал из нас меня, чтобы из уст моих язычники услышали слово Евангелия и уверовали;
8 и Сердцеведец Бог дал им свидетельство, даровав им Духа Святаго, как и нам;
9 и не положил никакого различия между нами и ими, верою очистив сердца их.
10 Что же вы ныне искушаете Бога, желая возложить на выи учеников иго, которого не могли понести ни отцы наши, ни мы?
11 Но мы веруем, что благодатию Господа Иисуса Христа спасемся, как и они.
12 Тогда умолкло все собрание и слушало Варнаву и Павла, рассказывавших, какие знамения и чудеса сотворил Бог через них среди язычников. Деян. 15:7-12

Edited at 2015-07-10 06:46 pm (UTC)

Интересно, интересно... проработаю это место к Галатам

  • 1