?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
ЗАБЛУДШАЯ ОВЦА АВВАКУМ. ЕЩЕ О СЕКТАХ
АРХМ АВВАКУМ
a_avvakum


Есть в мире, Некто, объединяющий всех нас живых людей. Человечество и человек насколько скептичен и атеистичен, настолько же и неудержимо религиозен. Есть среди нас живые души с пламенеющей верой в Бога, жадно ищущих Его и стремящихся передать, или даже навязать свою веру другим. Ну, чем мы живые люди живы! Проходя долину тьмы и тени смертной, мы идем друг ко другу, в свою очередь стремясь быть ближе с согревающему дух огню богопознания.


Дальше больше... В нашем людском обществе ходит невидимая психологическая болезнь влияния, зависимости от общности, стадности, толпы. Кроме пьянства, наркомании, рака и прочих опасностей, подстерегающих каждого живого человека, есть еще одна опасность в современном мире, не менее трагичная по своим горестным последствиям – это попадание в тоталитарную секту, в которой среди прочего требуют порвать все связи с внешним миром. Об этом я и поведу речь…


Сразу надо оговориться, что есть независимая христианская общественность, традиционные баптисты, пятидесятники, свидетели Иеговы с которыми можно и нужно вести достойный и интереснейший диалог, обогащающий наше духовное миросозерцание. Но, то другая тема.

На этом пути есть и перекосы. Это закономерно. Попадание же в откровенно тоталитарную секту, запрещающую сомнение, задавать вопросы и мыслить, зачастую бывает болезненным для окружающих и особенно тяжело родным и близким. Хотя сам попавший испытывает эйфорию избранности, принадлежности к особому обществу, посвященности в тайны единственно истинных эзотерических доктрин. Человека словно подменяют, он делается другим, словно невменяемым. Никакие вразумления, отрезвления не действуют. И здесь степень трагизма зависит от того, насколько человек умен природно. Если люди умны, они и в разных вероисповеданиях усмотрят и найдут общее. Но вот жизнь наша – беда наша: где взять умных людей? Где взять?! Дефицит!

Но коль крепок будет разум, все дураки погибнут разом!

Сегодня, как и всегда, для простых людей богословские проблемы не настолько важны, как это нам иногда преподносится или кажется. Для человека страшна зияющая пустота одиночества, оставленности, богооставленности, если хотите. Несносна бывает холодная вселенская пустота, глухота и немота бытия. Человек наш часто космически одинок. Это факт. И вот к нему на квартиру, заявляются молодые люди с ангеловидной внешностью. Юноши в костюмчиках с иголочки, рубашечки на них беленькие, накрахмаленные, при галстуках – страсть, загляденье! Светло, солнечно улыбающиеся. Но помните, встреча с прекрасной, солнечной внешностью может иметь определенные последствия для вашего бытия, не всегда приятные, а иногда даже трагичную перемену жизни.

Вот у одной женщины сын стал сектантом. В нашей жизни, нашей средней это бывает. Ну, кто запретит человеку видеть Бога там, где он его хочет видеть? Она как услыхала эту новость, то из равнодушной к вере вдруг скоропостижно стала, сделалась православной. "Перетрансформировалась". Не пошла, а побежала в храм. Говорит сыну: «Так! Идем в церковь молиться Богу, бить поклоны до иконы. Ты тоже ведь, как и я, крещеный в православной Церкви». А сын ей наперерез: «Откель, это ты стала крещеной православной? Сколько мы жили, ты о Боге и не вспоминала. А тут вдруг запела. Когда крестила, то спрашивала ли ты, согласен ли я принимать православие?» «Так ты же младенец был, как спрашивать?» «Вот, вот. Ты мне не дала свободы выбора. И вот я, повзрослев и поумнев, сделал выбор самостоятельно…»

В общем, диалог матери с сыном получился разговором слепых и глухонемых. Она звонит ко мне: «Я, отец Аввакум, слыхала, что вы ведете диалог с сектантами, так давайте встретимся. Мы придем к вам, вы сядете и прочитаете ему строго слово вразумления и он от этого станет православным».

У нас, людей, всегда очень плоское представление о многосложной духовной картине мира. Мне кажется, что обратить попавшего из секты в Православие это все равно, что воскресить умершего. Поздно уже. Надо было раньше обращать, пока храм души человека был свободен.

Ну, условились со временем, пришли они ко мне. И тут надобно понять, что все наши православные святоотеческие авторитеты, символы, знаки, величия, отличия для сектанта уже не играют никакой роли. Не имеют никакого, ни малейшего значения! Увы, но так есть.

Сын, одолеваемый великими водами веры, начал первым: «Так! Здравствуйте, Аввакум. Приветствовать вас я не приветствую. Приветствие у нас только для единоверцев, для тех, кто в истинной вере. Вы мне не единоверец и не в истине. Братом вас тоже не называю – какой вы мне брат, смешно, вы не в истине! Отцом вас, тем более, не называю. Боже упаси, это кощунство! Какой вы мне отец. Один Отец у нас небесный. Так кто же вы мне? (Размышляет вслух, но словно внутренне, про себя). Ни истинно верующий, ни брат, ни отец. Вы для меня некто заблудшая овца, под названием Аввакум Иванович (отчество где-то все же узнал!). Вас с вашим отсталым заблуждением предков надо перевоспитывать, переучивать! Чем я сейчас и займусь! Я хочу, что бы вы тоже были в нашей великой, дружной и международной семье свидетелей, проповедующих пришествие Царства!..»

Я аж присел. Ох, какая прыть! Какой напор!! Ты только посмотри!!!

Я только подумал про себя, а чего я овца, а вообще не баран, что согласился на этот разговор? Вижу, что молодой человек, у которого играет пыл молодости, противления, бунта, спора закрыт для слушания не то что истин веры, но даже для простой искренней человечности. Посему я тотально присмирился и послушно представил себя тоже заблудшей овцой Аввакумом Ивановичем (а ведь правда!), дисциплинированно прильнув, как школьник, к стулу, руки положив на колени, стал слушать, дав молодому человеку возможность выпустить великие пары веры.

Я терпеливо слушал и слушал, иногда для направления разговора в нужное русло смиренно, каким-то чужим и далеким, словно не своим, дрожащим голоском овцы спрашивал: «Вот, заблудшая овца Аввакум Иванович, хочет узнать, услышать о вашей вере, о ваших чаяниях и ваших надеждах. Как у вас там есть, так и не иначе, а иначе, так как и не так…»

И вот, прослушав его словесное половодье более получаса, я, естественно, не обратил его в Православие. Но я хоть с трудом, но сохранил тоненькую ниточку живой, простой человечности, которая не разрывает отношений. А это для дальнейшего прозрения молодого человека будет очень важно. Жизнь продолжается, и опыт взрослой религиозности иногда приходит.

Сегодня мы с ним встречаемся в городе, ну, большими друзьями…

Сектант со временем, когда поостынут и утихомирятся чувства, придет разум смысла, поймет библейское: Божественность не только в буре, вихре и громе, но паче в веянии тихого ветра. «В прохладе тонкой».

Скажу просто – Божественное в простой смиренной и доступной человечности. А двухтысячелетний опыт христианства – это и есть попытка взрастить, умножить и сохранить человечность в человеке, «образ и подобие Бога». Так есть.


  • 1
Ап. Павел много раз сравнивает христианина с воином. Есть такое? - Есть. Всякий говорящий правду неизбежно становится воином; кто говорит правду, тот знает, что за правду и бьют, и убивают. Но воины тоже разные бывают. Вот есть, к примеру, спецназ. Юродивый Василий Блаженный, например, "спецназовец". Другой псковский юродивый, Никита Салос, бесстрашно выступил с обличением самого Ивана Грозного. А где воины-"спецназовцы" в современной православной Церкви? Вот на это-то и обращают внимание сектанты в своих проповедях: в православии нет жара веры, православные - не горячие и не холодные, а так, чуть тёпленькие. И в этом есть большая доля правды. Когда святой Франциск Ассизский горел жаром веры, в его местности не было никаких сектантов, ибо они выглядели смешно и нелепо по сравнению со святым. Сектантство начинается там, где Церковь "обмирщяется". Секты и живут только тем, что у них "градус веры" выше церковноприходского. Если, к примеру, у тех же баптистов "градус веры" понижается, то из их же среды отделяются "экстремисты" и создают свой экзальтированный "междусобойчик". Собственно, и монашество в Церкви началось тогда, когда в ней "градус веры" стал падать.

"Градус веры", "жар веры","церковь воинственная"... и прочие и прочие агрессивности довели историческое христианство до того, что и в Храме Гроба Господня "христиане" бьются. Иноверные нам проповедующим говорят:"вы там христиане, прежде чем красиво проповедовать договоритесь между собою..." Избирая нового главу УПЦ МП, строя церковное будущее в Украине и России, нам, традиционным православным верующим нужно будет решать вопросы отношения православия к инославным вероисповеданиям. Ох, это сложная тема! Почему? Да потому, что за прошедшие десятилетия мы учили ненавидеть ДРУГОГО, ИНОГО, не такого как мы сами. И эта наука ненависти въелась в нашу плоть и кровь. Нужно помнить (учитывая тяжелые опыты исторического прошлого) в отношении даже единоверных, староверных – братьев и сестер старообрядцев, мы не построим более менее демократичного общества, если не решим вопроса с ненавистью. Вот, Донбас показал на что способны ультраправославные. Уже поступают тревожные вести и об арестованных боевиками, пытаемых и даже убитых пасторах верующих евангельских церквей. Если мы запрещаем и гоним протестантов, это так и знайте, мы никогда не войдем в цивилизованный мир. Нужно изменение сознания. А для его изменения нужен масштабный широкий, всеохватный мощный ум, а его то как раз у нас дефицит. Так, круг замкнулся и мы обречены…

Говоря о "градусе веры", я упоминал св. Франциска Ассизского, а не крестоносцев. Упоминал св. Василия Блаженного, а не нынешних "ультраправославных" царебожников.

Может быть Вы знаете, что в исламе джихад разделяется на великий и малый. Великий джихад - это когда мусульманин проливает свою кровь на пути Аллаха (ср. слова ап. Павла: "вы ещё не до крови подвизались против греха"). А малый джихад - это когда мусульманин проливает кровь врагов, стоящих на пути Аллаха. Ну и что же легче - проливать свою кровь или чужую? Ап. Павел сначала проливал чужую кровь, а потом, после крещения Духом Святым по дороге в Дамаск, стал проливать только свою кровь. И все ранние христиане проливали свою кровь. Но уже в средние века стали проливать кровь чужую в крестовых походах. Как бы ad maiorem Dei gloriam, к вящей славе Божией. Еретиков и ведьм пачками сжигали... Были там и свои "ультракатолики" типа Торквемады. Только можно ли говорить о "градусе веры", о "жаре веры" у Торквемады? У св. Хуана де ла Крус "жар веры" был, и у св. Терезы Авильской - тоже был, ну так они никого не сожгли, а только сами страдали от лжебратий. «Братия, диавол идет, — уйдем поскорее!» — говорили иноки Саламанкской обители, завидев издали подходящего к ним Иоанна Креста (Bruno, 82). И там же, в Саламанке, когда однажды священник, изгоняя из одержимого беса, спросил, кого из служителей Божьих он боится больше всего, бес ответил: «Иоанна Креста!» (Dem., 180).

Вот именно такой "жар веры" я имел в виду. Он, как благодатный огонь, горит, но никого не обжигает и не ранит.

Кошка сказала: Кролики недостойны того, чтобы их учить! Я предлагаю уроки ловли мышей за мизерную плату - и хоть бы один кролик заинтересовался!

Не надо ловить мышей, отче Макарие. Пусть живут себе и здавствуют. Кролики ж ведь морковку кушают, посему к мышам они толерантны, безразличны

"Ну, кто запретит человеку видеть Бога там, где он его хочет видеть?"

А если вот так:
"Ну, кто запретит человеку видеть Бога там, где Его нет, и не видеть там, где Он есть?"

В общемировой религиозной истории, в духовных исканиях человечества и в частности в Исламе была знаменитая женщина суфий, женщина богослов - Рабийя аль-Адабийя. Как то раз Хасан гостил у Рабийи. Утром, для молитвы, ему понадобился святой Коран. Он в спешке не захватил своего, полагая, что у Рабийи должен несомненно быть Коран в доме и этого довольно. Можно помолиться и так
Рабийя дала ему свой. Он раскрыл его и был шокирован, потому что Рабийя сделала много пометок и исправлений в святом Коране! Для любого фанатичного религиозного человека, любого фундаменталиста, экстремиста, не может быть ничего более святотатственного, как подправки в божественной книге.
Мусульманин не представляет, как это можно исправлять Божье единственное послание, последнее послание. Бог ведь не собирается посылать еще одно улучшенное издание своего святого письма. Последнее, что он прислал, был святой Коран. Мусульмане говорят, что есть только один Бог, только один пророк — Мухаммед — и одно святое писание — Коран. А эта старая женщина, Рабийя, делает исправления — она убрала несколько строк полностью!
Хасан сказал: «Рабийя, кажется, кто-то испортил твою книгу». Рабийя смеясь ответила: «Никто не портил мою книгу. Я просто исправила ee. Хасан сказал: «Не понимаю. Я всегда считал тебя великой, религиозной женщиной. Женщиной благочестия. Не могу представить себе, что ты способна сделать подобную вещь».
Она ответила: «Мне пришлось сделать это. Вот взгляни на то, что я оттуда вычеркнула!» Вычеркнутое предложение в Коране было таким: «Когда видишь дьявола, возненавидь его». И она вычеркнула это – несоответствующее миру.
Рабийя сказала: «С тех пор как я испытала и познала свою сокровенную сущность, у меня не осталось никакой ненависти. Ничто, в принципе, не может меня раздражать. Даже если дьявол встанет передо мной, мне нечего предложить ему, кроме любви. Посему я должна исправить Коран, это же моя книга; она должна соответствовать моему опыту!

Ну учение суфиев это мусульманское преломление древнегреческой и восточной философии.
Есть еще учение Будды, этого иже христианина во язычестве сущего:
Карания метта сутта. Дружелюбие:
«Вот, что следует исполнить тому, кто ищет здесь доброго, кто жаждет своему духу покоя:

Пусть будет он прямодушен и бодр,
Совестлив и кроток в речи, уступчив, не горд.
Пусть он идет своим путем, успокоенный,
Не отягощенный заботами, с утихшими чувствами,
С окрепшею мудростью, не надменный, не жадный.

Пусть он никогда даже и не подумает что-либо такое,
За что бы могли упрекнуть его мудрые...
Да будут счастливы все существа,
Да живут все они в радости и довольстве!

Все живые существа, которые только есть на свете,
И слабые и сильные, и длинные и короткие,
И большие и средние, и великие и малые,
Видимые и невидимые, живущие близко и далеко,
Рождённые или только носимые в утробе –
Все они да будут счастливы!

Пусть никто не обманывает других,
Пусть никто и никогда не обижает других,
Пусть никто ни гневом, ни злобою не вредит другим.

Как неусыпно мать охраняет свое единственное дитя,
Как дорожит она его жизнью,
Так пусть каждый объемлет своим благоволением всех существ.

Пусть он простирает свое благоволение сквозь все миры,
Пусть обнимает он их своим благосклонным духом
И вдаль, и вглубь, и ввысь,
Без вражды, без тревоги, без ненависти.

Стоя или лежа, сидя или ходя, в каждую минуту бодрствования
Пусть он предаётся осознанию этого, –
Этот путь жизни самый лучший на свете."

Я от себя думаю, что в общении со всеми нужно быть благожелательным, заблуждается человек сильно или не очень, всегда нужно сохранять благожелательность, душевную теплоту.



Так истинно есть!!!

Из всех псалмов 138 самый мне созвучный, самый любимый. С каждым словом согласна, все сказанное в нем соответствует опыту. Кроме слов о ненависти к ненавидящим Его.Трудно мне было их произносить, запинлась каждый раз. Однажды говорю:Господи, нет во мне этой ненависти,не могу я это искренне произносить и не хочу фальшивить. Стала я пропускать эти слова.Прошло совсем немного времени-недели две или около того. И показал мне Господь тех, о ком в псалме говорится. Да так ощутимо и безусловно показал, что теперь уже каждое слово псалма стало соответствовать моему опыту.
вот эти слова:
19 О, если бы Ты, Боже, поразил нечестивого!
Удалитесь от меня, кровожадные!
20 Они говорят против Тебя нечестиво;
суетное замышляют враги Твои.
21 Мне ли не возненавидеть ненавидящих Тебя, Господи,
и не возгнушаться восстающими на Тебя?
22 Полною ненавистью ненавижу их;
враги они мне.

Секты являлись и являются нашими постоянными попутчиками. Так было в прошлом и так будет в будущем. Это аксиома. Еще в древнем Израиле: перушим(фарисеи), саддукеи, ессеи, иродиане, зилоты и масса еще подобных о которых мы не знаем "философствовали" в древней церкви неплодящей

Утомительное и неблагодарное это дело - сражаться на "духовных мечах". Оно требует неабы-какого энтузиазма. Только вот как ни старайся, а аргументами и фактами "приперетв к стенке" аппонента, право верить - не заставишь. Разве что заронить зерно сомнений, а дальше - Божья работа.
А юноше надо отдать должное - "Аввакум Иванович" - оригинально :)

Ну и терпение у Вас! Там не пары, там, похоже, ветры (кхм-кхм)... Мать жалко ибо прозрела она поздно, да и прозрела ли? Не есть ли для неё вера некое духовное МЧС, куда бежишь только когда жареный петух клюнет? А там, где пусто, там мы знаем, кто заводится. В чисто выметенной горнице-то. Надеюсь, что усилия Ваши таки даром не пропадут.

Для этого нужно запасаться временем. Долгосрочные проекты всегда фундаментальны и основательны. Быстроскороспешные похожи на мыльные пузыри

Так. Мечом махать надо скоро, а убеждать человека в правильности своей точки зрения - много времени и терпения надобно.

Главное, чтобы христиане фразу «Врагов же моих тех, которые не хотели, чтобы я царствовал над ними, приведите сюда и избейте предо мною» люди воспринимали не слишком буквально.

  • 1