a_avvakum (a_avvakum) wrote,
a_avvakum
a_avvakum

УВАРОВ АЛЕКСАНДР ПРОТОДИАКОН ОТРЕЧЕНЕЦ


(на фото, Уваров как раз стоит возле владыки Стефана, высокий, статный, черная шапка волос)

Тема отречения от сана оказывается не канула в Лету периода 20го века. она злободневна и насущна, как никогда и сегодня. Но ее подпитывают тени прошлого...

Об Уварове мне рассказывал протодиакон Николай Карпенко, служивший в Макариевском Соборе на ул.Ляли Убийвовк. Служил отец Николай еще и в Спасо-Преображенском соборе Полтавы в 50х-80х годах, поэтому он помнил и рассказал. В годы разгула Хрущевского антирелигиозного вихря. Тогда, было модно отрекаться от церкви. Некоторые священнослужители, кто по принуждению, кто по предложению лучшей работы, а кто и по собственной воле оставляли храмы и делали в газетах заявления о своем атеистическом «прозрении».

Отец Александр был очень красивой внешности, с отменным певучим голосом, статный, бравый полтавский козак, да в такой степени, что бабы ходили молиться в собор не сколько Богу, сколько на протодиакона. Его внешность действительно очень многих вдохновляла.
Вдруг отца Александра несколько недель подряд не стает в соборе. Ну, думали, может в отпуск, куда либо, уехал, отпросился. Разные в общем ходили разговоры и догадки. Но, вскоре в газете «Зоря Полтавщины» в статье под рубрикой: «Розум проти релігії» появляется его исповедь и отречение, как бывшего священнослужителя, а теперь человека светского, свободного от религии. Человека советского общества стоящего на правильном, передовом пути строителя светлого будущего, без «манівців і релігійної темряви».

Это событие как гром поразило Полтавскую православную общину. Удар! Отголоски того события уже через двадцать лет, в 80х годах, я слышал в разговорах полтавчан. Шок был ужасающий. Можно представить, как огорчены и обижены были Полтавские верующие бабушки, простые старушки прихожанки. Это было для них ударом, сильнейшим потрясением. Обидно было очень за человека, которого они уважали, даже любили и, вот, он предал их.
Здесь необходимо сказать, что многие ушедшие из Церкви священнослужители, не делали никаких заявлений. Просто уши и все. Это к их чести. Вот, приходы у них отобрали, их храмы закрыли и они остались не у дел. Но, некоторые, то ли из за каковой либо обиды, то ли для собственного карьерного роста, совершали таковые громкие отречения. Им предоставлялось радио, печатные издания и потом уже и телевидение.

Протодиакон Александр Уваров, в той пресловутой статье, отказывался от Бога и служения в Церкви. Стал проповедником атеизма. Как говорил он в своих статьях на церковные облачения, что это есть, ни что иное, как – отжившая свое бутафория, театр с дорогими декорациями… и прочие безумные глаголы (эти слова дословно мне передал протодиакон Николай Карпенко, его сослуживец по собору, не отрекшийся веры и церкви и служивший до конца). Говорят, он выступал и на радио.

Но! После отречения, так как на педагога он не тянул, власти предоставили ему возможность быть лектором по научно-атеистической пропаганде и агитации уровня, чуть ниже среднего, внутриобластного, или даже районного масштаба. Ему предоставлялось право ездить от села к селу, от района к району, выступая в клубах, на заводах, фабриках области и там говорить о вредности попов, религии и церкви.

И вот, случай. Я думаю это был единственный, но довольно таки громкий, нашумевший. А может быть и нет.
Один раз его машина-бобик(тогда в таковых ездили председатели колхозов) приехала с агитацией прямо на поле, на буряки, невдалеке от селения Нижние Млины. Лекционный зал, тамошняя аудитория оформлялись уж очень натуропатически, примитивно. Баб, колхозниц усадили прямо на кучи свекольной ботвы и сказали, что, мол, сейчас лектор из Полтавы будет читать вам лекцию по научному атеистическому мировоззрению.
Бабы сидят, смотрят своими немигающими взглядами, мрачно, подозрительно-недоверчиво. Взгляды, как розги. Почти, что одно и тоже. Видно в тот день у них не было настроения слушать лекции по передовому миросозерцанию, они все были мыслями в домашнем или прошлом. Настоящее уныло, что прошло, то будет мило!

Село Нижние Млины находятся недалеко от Полтавы и в заезжем лекторе бабам не составляло особого труда узнать бывшего соборского протодиакона - Уварова. А еще встреча совпала, видимо, с ликвидацией и взрывом Преображенского собора на базаре. Вот, они приезжают туда торговать, видят, а красоты былой - собора нет, полтавский базар обезображен и обезглавлен. Вместо храма огромные груды взорванного щебня. Может быть, и это подлило масла в огонь.
Там, среди прочего, лектор говорил: «Вы носите в церкви попам булки и калачи, оттого, что вы темные, необразованные и не понимаете, что снабжаете дармоедов, ведущих паразитический образ жизни. Пришла пора уразуметь это, и покончить с этой отжившей практикой обрядоверия раз и навсегда! Пора узнать, что это за публика, эти попы!»
Некоторые бабы по мере слов лектора делаются еще мрачнее. Видно, что им лекция не нравится. Вот, не по душе и все! Но, отреченец Уваров вовремя этого не заметил, не почувствовал. «Так, шо тобі не нравляться наші хлібини, булки і калачі, які ми тобі носили в церкву? – слово, по слову стали брать в оборот лектора женщины. – Шо, носі крутять? Поки в церкві правив, нравились, нічого не казав. Все нравилось, а це вдруг як просвітився, став учоним, то в носі закрутило, завернуло? Ти, дивись, який!?»
В общем то, слово за слово, разошлись. Взяли его в оборот, да как взяли, как взяли, да до такой степени, что лектор в мгновение почувствовал, что ему сейчас скоро, вот, быстро и немедленно надобно ретироваться бегством с бурякового «поля сражения». Он ухватил свой портфельчик и побежал к бобику и едва успев вскочить в него, как в автомобиль полетели буряки… В общем то лекция закончилась наглядным атеистически-богословским диспутом, с элементами бабских, очень сильных народно-вещественных доказательств и наглядной агитации. Почему это стало известным, потому, что затем в Нижние Млины, приезжали люди в штатском и тягали «зачинщиц» на проработку. Николай Уваров прожил относительно долгую жизнь, он умер вот, недавно в начале 2000х тысячных годов. Встает вопрос, что он думал перед смертью, смотря вглядываясь в лицо Вечности?

Факт - инициатива религиозности, духовности, веры идет не от архиереев, попов, диаконов, но из самых, что ни есть недр, глубин духа народного. После канонизации Серафима Саровского 1903 года, «архиереи против – народ за!», многие это поняли.
***
И еще. В споре митрополита Александра Введенского с наркомом просвещения Луначарским, который вспоминал Евграф Каленикович Дулуман, прозвучал тезис, подтвердивший воззрение, что религия держится не на инициативе священников, у нее более глубокие не только антропологические корни, но и метафизические. Луначарский сказал: «Придет время и наука, прогресс уничтожат религию и церкви, сдав их в музей как прялки». Митрополит Александр Введенский, моментально парировал: «Религию и церковь, на протяжении столетий, ежедневно и ежечасно уничтожают, упраздняют и разрушают архиереи, священники, диаконы, монахи. И представляете, у них, до сих пор ничего не получилось. Не получится и у вас!»
Subscribe

  • НАСТРОЙ СОЗНАНИЯ НА ХОРОШЕЕ И ДОБРОЕ

    Святые отцы говорят: над чем ты сосредоточишь свое внимание в течении всей жизи - там окажешься и по смерти… «Быв, же Иисус спрошен фарисеями,…

  • ЭЛЕКТРОННЫЙ ЛУЧ БОГОСЛУЖЕНИЯ

    Футурум, взгляд в будущее… Религиозное служение претерпевает самые многоразличные модификации. Уже сегодня мы наблюдаем и слышим, как помпезные…

  • ЯВЛЕНИЕ СВ.НИКОЛАЯ БАБКЕ НАТАЛИИ

    Он людям всегда открывает, тот светел заоблачный край, Его наш народ величает – святитель Христов Николай! У нас в Кременчуге жила по улице…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments